Прочитала сегодня статью! Захотелось поделиться. Автор статьи Джордж Дворский. Перевод: Светлана Гоголь.
Человеческий мозг в состоянии
выполнять 10 квадриллионов операций в секунду. Это значит, что его мощность до
сих пор выше, чем мощность любого существующего на сегодняшний день компьютера.
При этом простейший калькулятор справится с вычислениями гораздо лучше и быстрее любого из нас. А все потому, что мы склонны попадаться в ловушки собственного сознания, которые то и дело заставляют нас принимать сомнительные решения и делать ложные выводы.
Вы не виноваты в своей нерациональности. И мы знаем, почему.
При этом простейший калькулятор справится с вычислениями гораздо лучше и быстрее любого из нас. А все потому, что мы склонны попадаться в ловушки собственного сознания, которые то и дело заставляют нас принимать сомнительные решения и делать ложные выводы.
Вы не виноваты в своей нерациональности. И мы знаем, почему.
Все становится хуже
Замечали, что с каждым годом все вокруг становится все хуже и хуже? Так нас
заставляет думать эффект негативности.Дело в том, что мы склонны обращать внимание на плохие новости и не замечать хорошие. Учёные считают, что мы подсознательно воспринимаем плохое как более важное.
Именно поэтому мы думаем, что ситуация на планете усугубляется день ото дня. Хотя, например, писатель и психолог Стивен Пинкер в своей книге доказывает, что преступлений, жестокости и войн постепенно становится всё меньше и меньше.
Машиной безопаснее
Практически каждый знает, что самолет — самый безопасный транспорт на свете, в
отличие от автомобиля. Статистически шанс погибнуть в автокатастрофе — 1/84, на
самолёте — 1/5000. Но наш мозг отказывается воспринимать эту связь, и мы
продолжаем с полной уверенностью садиться за руль, но трепетать как осиновый
лист на борту самолета. Феномен пренебрежения вероятностью заставляет нас
бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более реальной
опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться, например.
Я всегда прав
Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы
выбираем людей со схожими взглядами, суждениями и предпочтениями.Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте. Психолог Б. Скиннер называл это явление «когнитивным диссонансом».
Эта избирательность и приводит к предвзятости подтверждения — мы воспринимаем только ту информацию, которая подтверждает наши суждения. Одновременно с этим мы игнорируем или отвергаем всё, что конфликтует с нашей правдой и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.
Орел или решка
Мы часто уверены, что события из прошлого могут каким-то образом повлиять на
наше настоящее. Это явление называется ошибка игрока. Простой пример —
подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, наш мозг уверен,
что в следующий раз обязательно выпадет орел. На самом деле, шансы по-прежнему
остаются 50/50.Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом, и уже следующая игра принесёт им огромный куш.
Оно того стоило
Каждый может припомнить ситуацию, когда совершал неоправданно дорогую или
ненужную покупку. И вместо того, чтобы нести ее обратно, вы уговорили себя, что
«оно того стоило».Так работает пост-шопинговая рационализация — мозг запрограммирован на утешения, когда вы совершаете какую-нибудь явную глупость. В конце концов, вы начинаете думать, что риски были оправданы, и вы бы поступили так и во второй раз.
Чужой, поэтому плохой
Наша врождённая потребность — чувствовать себя частью коллектива.Все дело в окситоциноме — так называемой «молекуле любви». С одной стороны этот гормон помогает нам создавать тесные связи друг с другом, с другой — заставляет отталкивать всех, кто остался вне нашего «круга». Он делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.
В конце концов, мы переоцениваем людей нашей собственной группы и недооцениваем тех, о ком мы, в сущности, не имеем никакого представления. Это — эффект внутригрупповой пристрастности.
Почему все вокруг беременные?
Часто случается так, что мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас
новое. Нам кажется, что это «нечто» с определённого момента стало нас преследовать,
в то время как в действительности мы просто не обращали на это внимание. Это
эффект выборочности наблюдения.Пример: вы покупаете новую машину и с этого момента начинаете видеть такие же автомобили кругом и всюду. Или женщина, которая узнала о беременности, вдруг начинает замечать вокруг себя большое количество беременных. Это может быть все, что угодно: какая-нибудь песня или редко употребляемое выражение.
Стадное чувство
Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем этого и не осознавать. Когда
люди вокруг нас выбирают любимчика — будь то спортивная команда или певец, то
наша индивидуальность отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного
«группового мышления», которое пораждается эффектом повального увлечения.Например, вещь, которую ваши коллеги посчитают «крутой», скорее всего покажется «крутой» и для вас. Ну или в спорте — если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.
Молчание — знак согласия
Склонность считать, что другие люди мыслят так же, как и мы, вызвана эффектом
переноса. Например, часто члены радикальных организаций уверены, что весь мир
разделяет их позицию. Хотя так может вовсе и не быть.С этим эффектом связан похожий — эффект ложного консенсуса — необоснованная уверенность, что окружающие по умолчанию с нами согласны.
Со скидкой — значит дешево
Мы обращаем внимание на разницу между числами, но не на их величину. Это
называется «эффектом якоря» или «ловушкой сравнения». Этим фокусом активно
пользуются продавцы.Классический пример — товар на распродаже. Мы видим на бирке две цены и оцениваем разницу между ними, не сами цены. Если скидка значительна, это производит на нас впечатление, даже если товар на самом деле слишком дорогой даже со скидкой.
Этим приёмом пользуются и рестораны — они включают в меню непомерно дорогие блюда, чтобы цена на другие казалась вполне разумной. По этой же причине мы чаще всего выбираем нечто среднее — не слишком дорогое, но и не самое дешёвое.
Подумаю об этом завтра
В 1998 году провели исследование на тему эффекта текущего момента. 74%
покупателей, выбирая еду на неделю, предпочли полезные фрукты. А когда их
попросили сделать выбор на текущий день, то 70% участников эксперимента
потянулись к шоколаду.Часто мы ведем себя легкомысленно сегодня, не думая о завтрашнем дне. Дело в том, что подсознательно мы перекидываем ответственность на кого-то, кем мы будем завтра. И нам трудно понять, что это опять будем мы же.
Комментариев нет:
Отправить комментарий